пятница, 3 июня 2011 г.

Математика 1 класс


В первом классе ребята начинают знакомство с математикой как с наукой на доступном и хорошо известном из предыдущего жизненного опыта материале. Обучение в этот период складывается из двух этапов: дочислового (уроки 1–16) и числового (уроки 17–34). Первые 16 уроков, по сути, адаптационный период. Это, во-первых, время психолого-педагогического наблюдения: учитель определяет общий и индивидуальный уровни развития детей – для подготовки базы дифференцированных заданий. Во-вторых, создается благоприятный психологический климат. В-третьих, эти уроки нужны для введения детей в курс «Учусь учиться», чтобы сформировать у них общеучебные умения и надпредметные навыки.
На протяжении 16 уроков первоклассники обобщают свойства предметов, учатся их сравнивать, составлять в группы, выделяют части и целое. У ребят формируется способность к сложению и вычитанию групп предметов, к установлению пространственно- временных отношений, развивается мелкая моторика. В устной форме дети тренируются в прямом и обратном счете от 1 до 10. В ежедневную практику вводятся знаки: +, -, =, ?. В это время мы вместе с ними развиваем грамотную математическую речь.
Чтобы в адаптационный период сформировать и удержать познавательный интерес первоклашек, необходимы высокий эмоциональный фон, частая смена заданий, доброжелательность и поддержка учителя.
С 17-го урока начинается числовой период. В I четверти изучаются числа 1–6. Особенностями изучения чисел в курсе математики программы «Школа 2000» являются схематизация и математическое моделирование. План изучения чисел 1–10 состоит изряда последовательных шагов: нахождение и/или определение места конкретного числа на числовом отрезке; составление графической модели числа; запись модели в виде геометрической фигуры (точка, отрезок, много-угольники); запись числа в виде суммы однозначных слагаемых. Числовой отрезок впервые вводится после изучения числа 4 (урок 24). Важно, чтобы при выполнении заданий 1–3 этого урока ребенок комментировал свои действия. Рассуждения могут быть, например, такими: «Движение начинается из точки 2 вправо на 1 шаг. Покажу направление движения стрелочкой вправо, над стрелочкой напишу +1. Значит, число увеличивается на один. Движение оканчивается в точке 3. Записываю: 2 + 1 = 3».
Дальнейшее развитие получают способности учащихся определять пространственно-временные соотношения. Дети учатся дифференцировать плоские и объемные геометрические фигуры и тела, сравнивать числа с помощью знаков «<» и «>»,В I четверти продолжается работа по формированию счетных умений детей: мы переносим изученные способы вычислений на более широкую числовую область. Дети продолжают также решать изученные в первом классе 4 типа текстовых задач. К новому типу можно отнести задачи геометрического содержания, хотя значительная их часть и не связана с вычислениями. Цель таких задач – сформировать пространственные представления и геометрические понятия, способность к использованию измерительных и чертежных инструментов, развить оформительские навыки: аккуратность, точность, правильность исполнения чертежей. К новым вычислительным приемам от носим письменное сложение и вычитание двузначных чисел («в столбик»). На уроке № 5 с опорой на знание десятичного состава числа формируется способность учащихся к записи двух математических действий в столбик. Однако, по моему мнению, не стоит слишком увлекаться вычислениями в столбик там, где можно быстро сосчитать устно.
Далее идет развитие темы единиц измерения величин. Введение новой счетной единицы «сотня» (урок № 18) подготавливает детей к пониманию новой мерки длины. Поэтому закономерно, что следующий, 19-й урок, посвящен теме «Метр».
Десятичный состав трехзначных чисел соотносится с графической моделью числа, которая в свою очередь легко укладывается в схему его разрядов (разных единиц счета) и, далее, разных мерок длины. Здесь полезно включать многофункциональные задания вида: «Я задумала число. Если к нему

прибавить 35, получится 269. Какое число я задумала?».
Всего лишь одно задание актуализирует целый ряд способностей и понятий: конкретный смысл сложения; название и связь компонентов математического действия и способов нахождения неизвестного слагаемого; связь сложения с вычитанием; знание нумерации и способность к записи трехзначных чисел, собственно навыки устных вычислений. Выполнив устные вычисления, второклассники записывают число 234. При этом полезно активизировать мышление ребят серией вопросов.
Что можете сказать об этом числе? (Оно трехзначное, четное, следующее за числом 233 и предшествующее числу 235; в его записи использованы подряд цифры 2, 3, 4; сумма цифр числа равна 9; каждая следующая счетная единица на один больше предыдущей и т.п.) Представьте запись этого числа в виде графической модели:
234 = Сотни представлены как большие равносторонние треугольники, десятки – маленькие равносторонние треугольники, единицы – это точки. Таким образом, графическая модель данного числа равна двум большим треугольникам, трем треугольникам поменьше и четырем точкам.
Запишите число в виде разрядных слагаемых и разных единиц счета: (234 = 200 + 30 + 4 = 2с 3д 4 ед).
Представьте это число как результат измерения длины (234 см).
Запишите значение 234 см в разных мерках длины: 234 см = 2м 3 дм 4 см = 23 дм 4 см = 2 м 34 см.
Такие задания способствуют осознанию детьми двойственной природы числа: как результата счета и как результата измерения. Подобный синтез гарантирует правильное формирование математических понятий у школьников даже на этапе начального образования.
К 26-му уроку второклассники уже подготовлены к введению нового вычислительного приема – сложению и вычитанию трехзначных чисел. Формирование и тренинг этой способности будут продолжаться до конца I четверти.

3 класс
В I четверти третьего класса дети знакомятся с множествами и операциями над ними. Это очень важная тема и с точки зрения всего последующего освоения школьной программы по математике и информатике, и для развития мыслительных операций и речи детей. Заметим, что изучение данной темы подготовлено усвоенными еще в первом классе знаниями о свойствах совокупностей предметов и действий с ними. Формируя у учащихся понятие «множество», учитель подводит детей к пониманию данного термина как объединения объектов (объекты, собранные во множество, называют элементами множества). Заметим, что четких математических понятий «множество» и «элемент множества» не существует, потому что они являются неопределяемыми основными математическими понятиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий